Проектный метод


               
                                   



Обобщение опыта работы
по теме «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами геоэкологического образования и воспитания»
Проблема над которой работает учитель: формирование экологической культуры школьников на уроках геоэкологии через проектно-исследовательскую деятельность школьников.
Цель: Показать эффективность использования метода проектов при изучении регионального компонента «Геоэкология Тамбовской области» в 8 классе общеобразовательной школы.
Задачи:
  • Изучить литературу и основные требования к использованию метода проектов на уроках регионального компонента геоэкологии общеобразовательной школы.
  • Обосновать эффективность использования метода проектов для развития критического мышления у школьников.
  • Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках геоэкологии в 8 классе по теме «Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области».
  • Внедрение методических рекомендаций в образовательный процесс на уроках геоэкологии в 8 классе по теме « Человек и природа».
I.Теоретическая база опыта:
Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика.//Лицейское и гимназическое образование.-2010.-№ 9- С.29-35.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-2010.
Веселова В.В. Американская школа: ценности образования ( 1960- 1990 гг -М. 2009.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы.-1995.- № 6.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.
Дьюи Дж. Демократия и образование.- М., 2000.
Дьюи Дж. Школа и общество. –М., 1925.
К вопросу о методе проектов // На путях к новой школе.- № 7. – 1930.
Качаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. –Л., 1926.
Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л.,1925.
Килпатрик В.Х. Основы метода. – М. –Л.,1928.
Левин. Новые пути школьной работы ( метод проектов). – М., 1925.
Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии // География в школе. – 2005 №2. – с. 38 – 43.
Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология».- Вел. Новгород, 2010.
Метод проектов в технологическом образовании школьников. – СПб. 2001
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2011. № 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2010.
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. – 2004 №5. – с.47 – 54.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2011.
Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год: Метод проектов в школе: ( спец. Приложение к журн. «Лицейское и гимназическое образование» ).- Вып.4.
Петрова В. Метод проектов. – М.,2012.
Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2012.
Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. - № 4.
ПоповаН.И. Метод проектов и школа жизни. – М.,2011.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. – М.,2011.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. 2003. № 6.
Современные образовательные технологии в преподавании географии (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/0)Троянский Н., Тюрберт С., Что такое проект- метод // Вестник просвещения . – 1925. - № 11.
Тюрберт С. Метод проектов. –М., 1925.
Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ. – М.,2012.
Хибар С.Ф. Организация исследовательской работы.- М.,2012.

II. Актуальность
Современное состояние экологического образования и воспитания вызывает опасения. Предмет «экология» отсутствует как в школах России, так и в школах Тамбовской области, несмотря на социальный заказ. Поэтому успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждого предмета естественнонаучного цикла в становлении экологического сознания школьников. В образовательном проекте «Наша новая школа», предложенным Д.А.Медведевым, говорится, что главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития общества…». Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных умений и навыков. Проектно - исследовательская деятельность помогает раскрыть творческие возможности обучающихся, расширить их кругозор, позволяет на практике осуществить интеграцию различных научных дисциплин. Это инструмент познания окружающего мира и средство привлечения обучающихся к активной социальной деятельности, овладение чувством собственной значимости и гражданской ответственности. Формирование экологической культуры школьников напрямую связана с учением В. И Вернадского и требованиями ФГОС к знаниям и социально-личностным качествам, в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа», которыми должен обладать выпускник школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.Формирование экологической культуры школьников напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. При этом предполагается, что каждый школьник должен научиться добывать знания из различных источников, анализировать и обобщать информацию, формулировать и аргументировать выводы. Формирование экологической культуры также связано с возможностью овладения универсальными (метапредметными) знаниями, умением применять их на практике в различных ситуациях.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формируют не просто умения, а компетенции;
- направлены на развитие познавательного интереса у обучающихся;
- реализовывают принцип связи обучения с жизнью.
Метод учебных проектов выступает, как возможное средство решения актуальных проблем.
Образованный человек в современном обществе- это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.
Таким образом, у обучающихся формируются современные ключевые компетенции:
- общенаучная;
- информационная;
- познавательная;
- коммуникативная;
- ценностно- смысловая;
- социальная;
- компетенции личностного самосовершенствования;
Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватным таким целям является проектное обучение.
III. Основополагающими принципами данного опыта являются:
- научность;
- системность;
- открытость;
- перспективность;
- проведение занятий на основе использования метода проектов;
- усиление практической направленности содержания курсов географии;
- обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
IV. Условия возникновения и становления опыта:
Метод проектов- это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе.
Учебный проект- это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, включающая в себя:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
- выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
- социально значимую практическую деятельность по результатам практических исследований, отражающих личностно- индивидуальную позицию.
Тип образования - когнитивно- коммуникативная система обучения и социализации личности.
Метод проектов- это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определённого предмета. Метод- это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ( технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Концептуальные основы ( по Дж. Дьюи).
- Ребенок в своем онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет путь человеческого развития.
- Ребенок обучается на основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником ( субъектом) своего обучения, а не просто воспринимая информацию из окружающей среды органами чувств.
- Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
- Условия успешности обучения - проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Мотивы обучения: исследовательский, социальный, созидательный, художественного выражения.
Педагогические основания - свободное воспитание, опора на индивидуальный опыт ребенка, поисковая, исследовательская ориентация.
Психологические основания- гуманистическая психология; естественная потребность ребенка в познании, исследовании окружающей среды и её преобразовании.
Подход к ребенку- гуманно- личностный.
Способ организации учебного процесса- коллективный, система малых групп, индивидуальная деятельность.
Ведущие методы познания- экспериментальные, проблемно- поисковые, исследовательские, проективные.
Содержание при проектном обучении- предметное, междисциплинарное, интегрированное, надпредметное знание (например, естествознание, обществознание, мировая культура, экология, география, и т. д.). Все они преследуют цель осознания учащимися связей между учебными предметами и окружающим миром посредством соединения знаний и опыта критического оценивания действительности.
Знание становится:
- способом вхождения в культуру и осознания себя в культурном пространстве;
- средством организации деятельностного творчества- социальной вовлеченности;
- средством самоопределения личности.
V. Сущность опыта:
1.Уточнены понятия “проект” и “метод проектов”.
2.Определены роль и место использования метода проектов в школьном курсе геоэкологии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов курса.
3.Сформулированы критерии отбора учебных тем при работе по курсу геоэкология Тамбовской области . Наряду с этим разработаны критерии отбора и конструирования содержания школьного курса геоэкология Табовской области, с использованием метода проектов.
4.Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы применения метода проектов в процессе обучения геоэкологии, которая выразилась в достижении ими более высоких результатов при осуществлении пооперационного, итогового контроля и приобретении более качественных знаний по предмету геэкология Тамбовской области.
-изучить составляющие метода проектов в процессе обучения
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- исследовать условия и эффективность применения метода проектов в обучении географии;
- создание системы поэтапного использования метода проектов при изучении школьного курса географии;
VI. Основные компоненты опыта
1.Предложены методические рекомендации по использованию метода проектов при изучении школьного курса геоэкологии.
2.Разработана система поэтапного использования метода проектов при изучении регионального компонента курса геоэкология Тамбовской области.
3.Предложена методика и описание особенностей уроков по методу проектов.
4. Разработаны формы фиксации результатов учебной деятельности обучающихся.
VII. Новизна предусматривает:
Индивидуально ориентированный подход в обучении обучающихся при изучении курса геоэкология с использованием метода проектов;
Внедрение авторской модели организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе использования метода проектов.
Применение ЭОР на уроках геоэкологии
Использование методических рекомендаций по применению метода проектов в преподавании геоэкология.
Проведение исследования – использование метода проектов в учебном процессе как мощного технологического средства, как средства самореализации обучающихся, как инструмент творчества, стимулирующий его лучше познать самого себя, полнее раскрыть свои способности, проявить свою индивидуальность, как средства повышающего эффективность учебного процесса, уровень предметных знаний.
VIII. Система работы учителя и ее результативность
Методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках географии в 8 классе по теме «Человек и природа».
Основным содержанием интегрированного курса русского языка и географии, является обобщение знаний об экологических мировых проблемах и влияние местных предприятий на экологическую обстановку района в рамках курса геоэкологии в 8 классе в разделе «Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области» проект рассчитан на 8 часов.
Главный метод исследовательский проект в рамках рационального природопользования.
Мотивация учащихся работы над темой формируется на первом уроке
«Человек и природа».
Определяются проблемы:
1. Рациональное использование природных ресурсов;
2. Охрана окружающей среды.
3. Геоэкологические проблемы промышленности и с/х .
Практическая значимость урока состоит в изучении геоэкологических проблем своей местности в ходе интегрированного курса.
Данный проект способствует формированию умений и навыков в проведении практических работ; позволяет развивать творческое мышление школьников, умения приобретать знания из различных источников и через различные эксперименты, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения. Нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Из опыта работы «Формирование ключевых компетенций средствами геоэкогологического образования и воспитании»
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций средствами геоэкогологического образования и воспитания»
Учебные проекты:

Вывод:В результате применения проектного метода в сочетании и интеграции с информационными компьютерными технологиями коэффициент успеваемости повысился на 25 процентов по сравнению с применением других технологий в сочетании и интеграции с ИКТ. Конечно, я стараюсь использовать разнообразные технологии в сочетании и интеграции с ИКТ, так как это способствует развитию у обучающихся самостоятельности в жизни и предстоящей трудовой деятельности. При подготовке специалистов-профессионалов одним из важнейших направлений является развитие самостоятельности в принятии ответственных решений, а применение  проектного метода в сочетании и интеграции с информационными компьютерными технологиями способствует решению этой задачи.

Всё, чему я стремлюсь научить детей, происходит на уроках географии и геоэкологии, занятиях, кружках, элективных курсах и во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсных программах. География имеет большие возможности для развития личности, для формирования общечеловеческих ценностей: она учит мыслить, развивает умение прогнозировать, формирует умение ставить цель и осуществлять её, развивает инициативу, творчество, воспитывает трудолюбие и взаимоуважение. Формируя компетенции, мы делаем ребят более адаптивными к взрослой жизни. Это не только профессиональный, но и личностный рост по отдельным составляющим. И нужно уметь выделять эти составляющие, тогда каждому человеку в развитии своей личности гарантирован и профессиональный и личностный рост.Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, освоения новых сервисов web 2.0поиск и освоение новых сочетаний и интеграций технологий при изучении географии, геоэкологии и экологии, в целях повышения качества образования.


Комментариев нет:

Отправить комментарий