Практические работы 6 класс

Практические работы по географии

 6 класс 

Практическая работа № 1.
Организация работы по составлению календаря погоды
( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).
Ход  работы:
В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:
  1. температуру воздуха;
  2. облачность;
  3. осадки;
  4. направление ветра.


Сентябрь:
Средняя температура за месяц: _______оС.            
Оценка: ________
                                                                          

В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.
Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.
Условные знаки:
Облачность:
Осадки:
- ясно;
- дождь;
- переменная облачность;
- туман;
- пасмурно.
- снег.




Направление ветра:
- северный;
- северо-западный;
- южный;
- северо-восточный;
- западный;
- юго-западный;
- восточный
- юго-восточный.



Практическая работа № 2.
Составление рассказа об одном из путешественников.
Ход работы:
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.
Практическая работа № 3.
Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.

Ход  работы:
Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
 Практическая работа № 4.
Топографический диктант.
Ход  работы:
Изобразите условные знаки следующих объектов:
Вариант 1.
Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.
Вариант 2.
Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

Практическая работа № 5.
Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
    Ход работы:
  1. Постройте профиль рельефа, используя фрагмент топографической карты в атласе (стр. 7) от школы, через вершину холма до домика лесника.
  2. С помощью горизонталей, проходящих через 5 м, начертите план территории, имеющей следующий профиль рельефа:


Практическая работа № 6
Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.
Ход  работы:
    Используя фрагмент топографической карты (атлас, стр. 7), заполните таблицу, определив направление, азимут и расстояние до указанных объектов от вершины холма, а также их абсолютную высоту и относительную высоту холма:
Объект
Направление
Азимут
Расстояние
Абсолютная высота
Относительная высота холма
родник





колодец





озеро Тихое





домик лесника





школа






Практическая работа № 7.
Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.
Ход  работы:
    Используя физическую карту полушарий (атлас, стр. 12-13) и физическую карту России (стр. 14-15), заполните таблицу:
Географический объект
Расстояние от Москвы
Направление от Москвы
Географические координаты
г. Мак-Кинли



Дели



Буэнос-Айрес



вдп. Виктория



Санкт-Петербург






51о с.ш. и 31о в.д.



1о ю.ш. и 78о з.д.

 Практическая работа № 8.
Определение  по  карте  географического  положения  и  высоты  гор,  географических  координат  крупнейших  вершин.

Ход  работы:
 По  плану  описания  гор  дайте  характеристику  одной  из  горных  систем:

Вариант  1.  Гималаи.

Вариант  2.  Кордильеры.

Вариант  3.  Уральские  горы.

Вариант  4.  Анды.

Вариант  5.  Кавказ.

Вариант  6.  Альпы.
  
План  описания  гор:
1.      На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы;
2.      Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;
3.      Между  какими  географическим  объектами  ( равнины,  моря,  океаны  и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);
4.      Вид  гор  по  абсолютной  высоте;
5.      Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты.

Практическая работа № 9.
Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  гор  и  вершин  Земли.

Ход  работы:
      Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:
1.      Гималаи;
2.      гору  Джомолунгму  (или  Эверест  и  обозначьте  её  высоту);
3.      Тибет;
4.      Тянь-Шань;
5.      Кавказ;
6.      гору  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);
7.      Алтай;
8.      вулкан  Ключевская  Сопка;
9.      Альпы;
10.  Скандинавские  горы;
11.  вулкан  Килиманджаро;
12.  Кордильеры;
13.  гору  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);
14.  вулкан  Орисаба;
15.  Анды;
16.  гору  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);
17.  вулкан  Котопахи;
18.  гору  Косцюшко;
19.  массив  Винсон;
20.  вулкан  Эребус.

Практическая работа № 10.
Описание  по  карте  географического  положения  крупнейших  равнин  и  определение  их  видов.

Ход  работы:
     
По  плану  описания  равнин  дайте  характеристику  одной  из  равнин Земли:

Вариант  1.  Восточно-Европейская  ( Русская )  равнина.

Вариант  2.  Западно-Сибирская  равнина.

Вариант  3.  Среднесибирское  плоскогорье.

Вариант  4.  Прикаспийская  низменность.

Вариант  5.  Амазонская  низменность.

Вариант  6.  Среднерусская  возвышенность.


План  описания  равнины:
1.        На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находится  равнина;
2.        Протяжённость  равнины  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток;
3.        Площадь  равнины;
4.        Между  какими  географическим  объектами  ( равнины,  горы,  моря,  океаны  и  т.д.)  находится  равнина  (по  сторонам  горизонта);
5.        Вид  равнины  по  абсолютной  высоте.

Рейтинг@Mail.ru

Практическая работа № 11.
Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  равнин  Земли.

Ход  работы:
     
Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  равнины  Земли:
1.      Амазонскую  низменность;
2.      Великие  равнины;
3.      Великую  Китайскую  равнину;
4.      Восточно-Европейскую  ( Русскую )  равнину;
5.      Западно-Сибирскую  равнину;
6.      плоскогорье  Декан;
7.      Приволжскую  возвышенность;
8.      Прикаспийскую  низменность;
9.      Среднерусскую  возвышенность;
10.  Среднесибирское  плоскогорье.

Практическая работа № 12.
Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  островов  и  полуостровов  Земли.

Ход  работы:
      Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  простым  карандашом  подпишите  названия:
1)      крупнейших  островов  Земли:
1.    Великобритания;
2.    Гавайские;
3.    Гренландия;
4.    Исландия;
5.    Калимантан;
6.    Канадский  Арктический  архипелаг;
7.    Куба;
8.    Мадагаскар;
9.    Новая  Зеландия;
10.    Огненная  Земля;
11.    Сахалин;
12.    Филиппинские;
13.    Шпицберген;
14.    Шри-Ланка;
15.    Японские.

2)      крупнейших  полуостровов  Земли:
1.      Аравийский;
2.      Апеннинский;
3.      Балканский;
4.      Индокитай;
5.      Индостан;
6.      Калифорния;
7.      Камчатка;
8.      Корея;
9.      Лабрадор;
10.  Малая  Азия;
11.  Новая  Гвинея;
12.  Пиренейский;
13.  Скандинавский;
14.  Сомали;
15.  Таймыр.

Практическая работа № 13.
Описание �путешествия� капельки по большому круговороту воды.
Ход работы:
Работа  выполняется  произвольно  в  форме  сочинения.
Образец выполнения работы:
Кондакова Марфа
6-А класс,
школа № 46 г. Москвы
Путешествие капельки.
Как хорошо быть маленькой капелькой в глубокой и чистой морской синеве! Мимо плывут рыбы, водоросли. Волна уносит меня в большой и безбрежный Океан.
Солнышко сильно припекает, вода нагревается. Мне жарко! Ночью температура воздуха падает и океан отдаёт тепло. В виде пара я поднимаюсь на небо и из миллионов подобных мне капелек формируются облака. Ветер уносит нас за тысячи километров от океана.
Глядишь, и я уже над горами! Как красиво и спокойно в бескрайних небесах! Но что это? Собираются тучи, бушует непогода, выпадают осадки - дождь со снегом. Дух захватывает! Я падаю с небес на землю и ложусь чистым белым покрывалом на высокие снежные вершины.
Какие величественные горы! Правда, подружки!
Но вскоре настаёт весна: солнышко припекает всё сильнее и сильнее. И мы уже не можем удержаться на вершине и с грохотом падаем вниз, растворяясь капельками в чистейшем горном ручейке. Поток воды стремительно несёт меня в горное озеро. Но и в озере ненадолго задерживаюсь я и мои подруги - капельки. И вот мы уже в полноводной и широкой реке. На берегу сидят рыболовы с удочками. Привет, рыболовы! Вскоре и они скрываются за горизонтом.
Но что это? Где я? Как солоно вокруг! Я снова в море, в начале бесконечного пути, который называется �Круговорот воды в природе�.

                                                                                   Январь,  2003  год
Практическая работа № 14.
Нанесение на контурную карту
океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.
Ход работы:
На контурной карте полушарий подпишите названия всех географических объектов, встречающихся в тексте � 24. Все объекты суши - материки, острова и полуострова - подписываются чёрным цветом ( или простым карандашом ), все объекты гидросферы - океаны, моря, заливы и проливы - подписываются синим цветом.
Образец выполнения работы:
1 - Северный Ледовитый океан
2 - Берингово море
3 - Карское море
4 - Бискайский залив
5 - Берингов пролив
6 - Гибралтарский пролив
Практическая работа № 15.
 Составление картосхемы �Течения в Океане�.

Ход работы:
       Используя  карту  "Приливы  и  течения  в  океанах"  (атлас,  стр. 17),  на  контурной  карте  полушарий  обозначьте  стрелками   и  подпишите  названия  основных  тёплых  (красным  цветом)  и  холодных  течений  (синим  цветом).
        Сделайте  вывод:
1)  в  каком  направлении  закручиваются  течения  в  Северном  и  в  каком - в Южном  полушариях;
2)  в  каком  направлении  движутся  тёплые,  а  в  каком - холодные  течения ?
Образец выполнения работы:

1 - Северо-Тихоокеанское  течение
2 - Южное  Пассатное  течение
течение  Западных  Ветров
4 - Северо-Атлантическое  течение
Северное  Пассатное  течение
6 - Западно-Австралийское  течение
7 - Северный  Ледовитый  океан
Практическая работа № 16.
Определение по картам географического положения
одного из океанов или морей,
его относительных размеров,
преобладающих и максимальных глубин
свойств воды, особенностей движения воды
и основных видов хозяйственной деятельности человека.
Ход  работы:
Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана  и  моря,  дайте  комплексную  характеристику  одного  из  океанов  или  морей.
План описания океана:
  1. Название океана;
  2. Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие материки и где омывает, с какими океанами и где связан;
  3. Размеры океана;
  4. Средняя и максимальная глубина океана, название океанической впадины;
  5. Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;
  6. Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;
  7. Использование океана человеком.
План описания моря:
  1. Название моря;
  2. К какому океану относится;
  3. Географическое положение моря: положение моря относительно океана, какие берега каких материков омывает;
  4. Вид моря;
  5. Размеры моря;
  6. Средняя и наибольшая глубина;
  7. Свойства воды: температура и солёность;
  8. Особенности движения воды: волны, приливы, течения;
  9. Использование человеком, крупнейшие морские порты и курорты на берегу моря.
Вариант 1. Тихий океан.
Вариант 2. Филиппинское море  ( или по выбору учащегося ).
Вариант 3. Атлантический океан.
Вариант 4. Средиземное море  ( или по выбору учащегося ).
Вариант 5. Северный Ледовитый океан.
Вариант 6. Баренцево море  ( или по выбору учащегося ).
Вариант 7. Индийский океан.
Вариант 8. Красное море  ( или по выбору учащегося ).

Практическая работа № 17.
Определение по картам географического положения
одной из крупнейших рек Земли:
направления и характера её течения, использования человеком.

Ход  работы:

Используя  карты  атласа,  справочные  материалы  и  предложенные  типовые  планы  описания  реки,  опишите  одну  из  крупнейших  рек  мира.
План описания реки:
  1. Название реки;
  2. Положение реки на материке;
  3. Местоположение и географические координаты истока;
  4. Общее направление течения;
  5. Длина реки;
  6. Крупнейшие левые и правые притоки;
  7. Характер течения реки;
  8. Куда впадает река;
  9. Вид устья и его географические координаты;
  10. Использование реки человеком.
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Миссисипи.
Вариант 4. Волга.
Вариант 5. Дунай.
Вариант 6. Янцзы.
Практическая работа № 18.
Нанесение на контурную карту
крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.
Ход  работы:
Внимание:  все  объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом.
Вариант 1.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
  1. все материки ( чёрным цветом ) и все океаны ( синим цветом );
  2. реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
  3. водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
  4. озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;
  5. каналы: Панамский, Суэцкий.
Вариант 2.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте России следующие объекты:
  1. обозначьте  государственную  границу  Российской  Федерации  ( красным  цветом );
  2. Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны;
  3. реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, Северная Двина;
  4. озёра: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, Ханка;
  5. водохранилища: Братское, Красноярское, Рыбинское.
  6. каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Практическая работа № 19.
Установление особенностей суточного хода температуры воздуха
на основе построенного графика.
Ход урока:
1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта    2003 года в городе Москве:
Время ( часы )
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
22
Температура ( oC )
- 1о
- 2о
- 2о
- 1о
0о
+1о
+3о
+7о
+4о
+2о
+1о
0о
  1. Какая  температура  была  в  11  часов ?
  2. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха ?
  3. Определите  суточную  амплитуду  температур.
  4. Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2003 года.
  5. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью ?
  6. Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха.
Практическая работа № 20.
Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.

Ход урока:
1. Используя знания, полученные на уроке и текст учебника ( � 35 ), заполните таблицу:
Высота места
над уровнем моря ( м )
Атмосферное давление
( мм рт. ст. )
Температура воздуха
( tо С )
0 м *


1000 м
660
18о
4150 м


* Для определения атмосферного давления абсолютную высоту места предлагаю принять за 2,5 м
Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!
2. Сделайте вывод о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты места.
Практическая работа № 21.
Построение  �розы  ветров�.

Ход  работы:
      Используя  текст учебника  (стр. 142 - 143)  и  календарь  погоды,  который  вы  вели,  постройте  �розу  ветров�  за  октябрь  (ноябрь,  декабрь  и  т.д.  в  зависимости  от  варианта):
1)  Начертите  8  направлений  (румбов),  соответствующих  основным  сторонам  горизонта  (С;  Ю;  З;  В;  С-З;  С-В;  Ю-З;  Ю-В );
2)  По  каждому  направлению  (румбу)  отметьте  направление  ветра  за  каждый  день  месяца  (1  день = 5  мм);
3)  Соедините  концы  векторов  красной  линией.
4)  Сделайте  вывод  о  преобладающих  ветрах  за  данный  месяц.

Примечание:  количество  дней  со  штилем  указать  под  розой  ветров.

Вариант  1.  Октябрь.

Вариант  2.  Ноябрь.

Вариант  3.  Декабрь.

Вариант  4.  Январь.

Вариант  5.  Февраль.

Вариант  6.  Март  (или  сентябрь).
Практическая работа № 22.
Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
Ход работы:
  1. Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, абсолютная (или относительная) влажность воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков.
  2. Менялась ли погода в течение описываемого дня ?
  3. Изменилась ли погода за последние несколько дней и как ?
  4. Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики ?
  5. Назовите причины изменения погоды и её компонентов.
  6. Сделайте вывод о постоянстве или об изменчивости погоды.
Практическая работа № 23.
Составление  схемы  �Тепловые  пояса  Земли�.

Ход  работы:
      На  контурной  карте  полушарий:
1)  обозначьте  красным  цветом - экватор,  оранжевым  цветом - Северный  и  Южный  тропики,  синим  цветом - Северный  полярный  и  Южный  полярный  круги;
2)  Закрасьте  жёлтым  цветом  жаркий  тепловой  пояс,  зелёным  цветом - умеренные  тепловые  пояса,  а  голубым  цветом - холодные  тепловые  пояса  и  подпишите  названия  тепловых  поясов;
3)  Подпишите  красным  цветом  материки,  большая  часть  которых  расположена  в  пределах  жаркого  теплового  пояса,  а  чёрным  цветом - расположенных преимущественно  в  умеренном  тепловом  поясе,  а  синим - в  холодном  тепловом  поясе;
4)  Красным  цветом  подчеркните  самый  жаркий  материк  Земли,  а  синим  цветом - самый  холодный.

Практическая работа № 24.
Составление и заполнение
классификационной таблицы �Расы Земли�.
Ход работы:
    Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу:
Название расы
Характерные признаки
Главные  регионы проживания
Цвет кожи
Разрез глаз
Ширина губ
Ширина носа
Цвет и особенности волос
Европеоидная






Монголоидная






Негроидная






Австралоидная







Практическая работа № 25.
Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.
Ход работы:
  1. Используя  политическую  карту  атласа  и  диаграммы 1 и 2,  в  контурных  картах  на политической  карте  полушарий  красным  цветом  обозначьте  границы,  чёрным  цветом  подпишите  названия  крупнейших  стран  мира  по  площади  территории  и  численности  населения  и  подпишите  их  столицы.

Диаграмма  1.  Крупнейшие  страны  мира  по  площади  территории.
(млн. км2).
Диаграмма  2.  Крупнейшие  страны  мира  по  численности  населения.
(млн. человек).
  1. Красным  цветом  подчеркните  названия  стран - лидеров  по  площади  территории,  а  синим - по  численности населения.
  2. Используя  карты  атласа  и  диаграмму  3,  кружками  красного  цвета  обозначьте  крупнейшие  города  мира  и  подпишите  их  названия.
Диаграмма  3.  Крупнейшие  города  мира  по  численности  населения
(млн. человек).

Hosted by uCoz

Комментариев нет:

Отправить комментарий